«Патерсон»: почему новый фильм Джима Джармуша обязательно надо смотреть Объясняет Антон Долин
В российский прокат в середине февраля выходит «Патерсон» Джима Джармуша. Премьера картины состоится 7 февраля в московском «Гоголь-центре». Кинокритик Антон Долин, автор книги «Джим Джармуш. Стихи и музыка», объясняет, почему фильм «Патерсон» обязательно стоит посмотреть.
Про что кино?
«Патерсон» — одна неделя из жизни водителя автобуса по фамилии (или имени? этого мы не узнаем) Патерсон в городе Патерсон. Такой город действительно существует в штате Нью-Джерси, а вот водителя Джармуш выдумал. Главный герой встает по утрам по беззвучному будильнику, отправляется на работу, а по дороге сочиняет про себя стихи, которые иногда записывает в тетрадь. Дома его ждет жена и муза Лора — она каждый день придумывает новое хобби: печь капкейки, исполнять кантри, разрисовывать занавески в ванной. Вечерами после работы Патерсон выгуливает своего бульдога Марвина и выпивает кружку пива в баре.
И что тут интересного?
Честно говоря, практически все. Джармуш именно для того погружает свой фильм в рутину (так было не всегда: например, предыдущая его картина рассказывала о вампирах, а перед этим — о наемном убийце), чтобы показать, как «из такого сора» вырастает поэзия. Каждая незначительная деталь, вроде семейного обеда, прогулки с псом или субботнего похода в кино, превращается если не в приключение, то в гэг.
Постепенно и незаметно Джармуш выращивает внутри своей картины своеобразную энциклопедию американской поэзии, отсылки к которой разбросаны повсюду. Да и весь фильм — развернутый парафраз поэмы «Патерсон», написанной Уильямом Карлосом Уильямсом, уроженцем того же города (по профессии он — нет, не водитель автобуса, а врач). Но и не заметив всего этого, «Патерсона» можно смотреть как отличную лирическую комедию.
Неужели совсем не скучно?
Не скучнее, чем жизнь практически любого из нас. Смотрите фильм внимательно, и эта жизнь тоже станет увлекательнее.
Что, если я не люблю Джармуша?
Если вы системно посмотрели большинство его картин и решили, что Джармуш — не ваше, то не стоит рисковать. Если когда-то безуспешно пробовали врубиться в «Более странно, чем в раю», который передавали по кабельному каналу ночью, или помните из студенческих (или школьных) лет, что «Мертвец» — это занудство, то дайте себе еще один шанс. «Патерсон» — одна из лучших картин режиссера. Хотя вроде бы наименее претенциозная.
А если я раньше не смотрел Джармуша?
Тем лучше! Это именно тот фильм, с которого можно начинать.
Подождите, там в главной роли Адам Драйвер — неужели тот самый, в шлеме, из «Звездных войн»?
Да, он самый. Но в «Молчании» Мартина Скорсезе тоже он. А еще он снимался у Клинта Иствуда, Стивена Спилберга и братьев Коэн. Вообще-то Драйвер отличный артист, на счету которого больше арт-фильмов, чем блокбастеров. И здесь он восхитительно естественен, будто родился в комбинезоне водителя автобуса. К слову, он действительно водит автобус, прошел курсы и сдал экзамен!
И кто там еще задействован?
«Патерсон» не фильм, рассчитанный на звезд. Хотя сыгравшая Лору красавица иранка Голшифте Фарахани снималась у Асгара Фархади и Ридли Скотта, а Кара Хейуорд и Джаред Гилман — та самая пара влюбленных из «Королевства полной луны» (здесь они сыграли студентов-анархистов). Самые глазастые также узнают японца Масатоси Нагасэ, который когда-то играл у Джармуша в «Таинственном поезде», и рэпера Method Man.
За кадром — знаменитость ничуть не меньшего калибра, выдающийся оператор Фредерик Элмс («Синий бархат», «Ледяной ветер», «Ночь на Земле»). Он, кстати, тоже из Нью-Джерси.
А чья музыка? У Джармуша обычно отличные саундтреки
Сам Джармуш и написал. Но она тут такая ненавязчивая, что с первого раза можно не расслышать. Главная закадровая музыка в «Патерсоне» — это стихи Патерсона. А вот их специально для фильма написал Рон Паджетт, один из ведущих современных поэтов США.
Кого взять с собой на фильм?
Тех, кто любит Джармуша, собак, старое кино и (или) провинциальную одноэтажную Америку. Людей с хорошим чувством юмора. А еще это идеальная картина для свидания. Особенно если вы сами не умеете писать любовных стихотворений или умеете, но стесняетесь показать своему партнеру. Если же вы вдруг считаете себя поэтом, пропустить такую картину преступно.
А почему на «Оскара» не выдвинули?
В США гениев независимого кино на «Оскарах» традиционно игнорируют. Слабый шанс получить номинацию был только у Адама Драйвера, но и он не оправдался. Если где-то «Патерсон» и мог заслужить главный приз, то исключительно в Каннах, но жюри рассудило иначе. Правда, специальное жюри приза Palm Dog (по аналогии с Palme dʼor, «Золотой пальмой») наградило бульдожку Нелли за роль бульдога Марвина, признав ее самой артистичной собакой фестиваля. Увы, посмертно: Нелли не дожила до премьеры.