Sony PlayStation 5 уже вышла в России — и мы на ней поиграли 😎 Рассказываем, что круто, а что бесит Сравниваем с Xbox Series X, конечно. И объявляем победителя!
Ну что, PlayStation 5 наконец-то вышла в России, и мы (точнее, редактор «Шапито» Максим Иванов) уже в нее поиграли. Если коротко: игр хватает, выглядят они великолепно, контроллер трясется и шуршит как никогда раньше. Впрочем, мы бы купились, даже если бы игра была ровно одна — про Человека-паука (ниже объясним). В общем, испытываем новую PlayStation, сравниваем с конкурентом Xbox Series X и объявляем победителя.
Распаковываем и сразу сравниваем с конкурентом
Знакомство с PS5 начинается с легкого разочарования. Приставка обернута в обычную пленку, по бокам — два фабричных куска картона. Выглядит совсем не как устройство за 47 тысяч рублей. Новый Xbox обернули в стильную черную упаковку и перетянули бумагой с фирменным логотипом и слоганом «Power your dreams». В общем, в плане презентации приставка Sony однозначно проигрывает конкуренту.
После распаковки следует легкий шок: оказывается, PS5 не просто большая — она огромная, около 40 сантиметров в высоту. В вертикальном положении консоль кажется громоздкой даже на фоне 65-дюймового телевизора. Да и в целом выглядит странно: слишком привыкли к черным консолям, а эта, считай, белая. Придется привыкать и к футуристричной форме. Кому-то дизайн понравится, другие предпочтут спрятать PlayStation куда подальше.
У меня визуального восторга PS5 не вызывает, назвать такой дизайн практичным я тоже не могу. Впечатление портит и подставка, сделанная из дешевого пластика. Ее нужно первым делом прикрутить к консоли. Справиться можно и без инструментов, но сборка PS5 — совсем не то, чем хочется заниматься сразу после распаковки. Желание в эту минуту только одно: немедленно устанавливать все игры!
Играем и потихоньку офигеваем от реалистичности
К слову, об играх. Тут Sony обошла Microsoft на повороте. Xbox Series X на старте лишилась своего главного эксклюзива, боевика Halo: Infinite — его отложили до 2021 года. Приставку пришлось тестировать на играх сторонних издателей — вроде Assassinʼs Creed Valhalla.
PS5 — совсем другое дело. Тут и ремейк Demonʼs Souls (прародитель хардкорной серии Dark Souls), и веселый платформер Sackboy: A Big Adventure. И главный хит момента — супергеройский экшен про Человека-паука Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales, продолжение одной из лучших игр 2018 года. С него и начнем.
В целом одного только «Человека-паука» хватит, чтобы «продать» кому-то PS5 — выглядит он на голову выше, чем все (или почти все) игры прошлого поколения. Да-да, включая вторую часть The Last of Us.
В Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales можно оценить одну из главных особенностей нового поколения консолей — поддержку правдоподобных отражений и реалистичного рассеивания лучей света (называется рейтрейсинг). Эта технология требует серьезной технической мощи, но PS5 без проблем с ней справляется. При этом консоль не греется и не начинает шуметь даже после четырех часов непрерывной игры при включенном рейтрейсинге (в «Пауке» также можно выбрать режим повышенной производительности и играть при 60 кадрах в секунду).
Рейтрейсинг выглядит великолепно. С первых же минут становится ясно, зачем вообще нужны новые приставки. Главный герой, юный протеже Питера Паркера по имени Майлз Моралес, несется на паутине по рождественскому Нью-Йорку. Майлз цепляется за небоскребы, в которых отражается вообще все: он сам, солнце, рождественские огоньки, неоновая реклама, пролетающие птицы. Первые полчаса я просто игрался с фоторежимом, где можно свободно управлять виртуальной камерой и снимать кинематографичные скриншоты. В этом режиме удобно разглядывать окружение и 3D-модели героев. Детализация персонажей, особенно самого Человека-паука, просто потрясает.
Если навести камеру на глазные линзы в костюме Человека-паука, можно увидеть, что и в них отражается окружающий мир (пусть и в чуть упрощенном варианте). Другой пример — рождественский ужин Майлза с его мамой и друзьями в самом начале игры. В гостиной стоит елка с электрической гирляндой. В фоторежиме можно увидеть, что огоньки этой елки, повторяющие форму дерева, отражаются в стеклянной дверце на кухне, в другом углу квартиры. Правда, именно в этом моменте фоторежим у меня почему-то стал невыносимо тормозить. Все эти мелочи, недоступные на старых консолях, дают безупречную, чистую и правдоподобную картинку. Мозг охотнее обманывается и меньше отвлекается на мысли в духе: «О, а это в реальной жизни работает не так».
Другой момент, от которого сразу же приходишь в восторг, — это скорость загрузки уровней. В PS5, как и в новых Xbox, встроен SSD-, а не HDD-накопитель. На SSD информация считывается в несколько раз быстрее. Та же Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales грузится на PS5 за 17 секунд. А на базовой модели PS4, где игра вышла с упрощенной графикой и без рейтрейсинга, она грузится за минуту 27 секунд. Теперь игроки будут меньше времени проводить перед экранами загрузки и больше — за самой игрой. Будет меньше раздражения при повторной загрузке после провала миссии. Даже быстрое перемещение по карте в «Человеке-пауке» занимает всего две-три секунды. На PS4 — в районе 17–20.
Во что еще можно поиграть на старте продаж PS5?
Помимо Astroʼs Playroom и Miles Morales мы рекомендуем обратить внимание на следующие игры:
- Demonʼs Souls, если любите сложности (но у меня игра два раза за первые же полчаса вылетела без видимой причины)
- Call of Duty: Black Ops Cold War, если любите пафосные боевики
- Assassinʼs Creed Valhalla, если любите игры с открытым миром и сериал «Викинги»
- Watch Dogs: Legion, если любите истории о хакерах и опять же игры с открытым миром
- Dirt 5, если любите гонки и грязь
- NBA 2K21, если любите баскетбол и потных спортсменов
- Sackboy: A Big Adventure, если любите платформеры или хотите поиграть с ребенком
На PS5, как и в случае с консолями Xbox Series, сразу есть во что играть. Это довольно удивительно для новых приставок, обычно на старте приходилось довольствоваться парочкой эксклюзивов и еще пятью-десятью играми от сторонних разработчиков. А тут сразу доступно под тысячу игр. И все благодаря обратной совместимости с предыдущими поколениями приставок.
Если раньше у вас не было PlayStation, стоит первым делом купить подписку PlayStation Plus Collection — это подборка из 20 лучших игр для PS4. Среди них Detroit: Become Human, God of War (2018), Uncharted 4: A Thiefʼs End, Mortal Kombat X, Until Dawn и другие хиты. Одной этой коллекции хватит на много-много месяцев.
Игрокам не нужно совершать дополнительных действий, чтобы запустить игры для PS4. Они точно так же появляются в главном меню консоли и доступны в библиотеке. То есть если вы когда-то давно купили игру на PS4, она будет доступна и на PS5. Можно скачать и тут же приступить к игре.
Не все игры для PS4 оптимизированы для PS5. Но многие из них и так работают при стабильных 60 кадрах в секунду против 30 кадров на прошлом поколении — как, например, в боевике про уничтожение зомби Days Gone. Уровни грузятся быстрее, а консоль даже при критических для PS4 нагрузках больше не шумит так, что хочется вставить беруши.
Испытываем новый контроллер. Он шуршит, трещит и сопротивляется
Однако главным открытием стал новый геймпад PS5 под названием DualSense. Я уже рассказывал о его особенностях в нашем репортаже из российского офиса Sony.
Если коротко, это самый технологичный и удобный контроллер из всех, что я держал в руках. Мне он понравился больше, чем геймпад Xbox Series X или Pro-версия геймпада Nintendo Switch. DualSense оснащен тач-панелью, парочкой вибромоторов и адаптивными курками (это такие большие кнопки на задней части контроллера, их еще называют триггерами).
Контроллер передает полный спектр всех возможных вибраций. С DualSense можно с закрытыми глазами определить, по какому типу поверхности идет герой: песок, снег, гравий или стекло. Отдача в каждом случае будет разной. Сориентироваться помогают и звуки, доносящиеся из динамика. Курки на геймпаде могут сопротивляться нажатию — и очень точно имитировать натяжение лука, пружины, ход педали газа или отдачу при стрельбе из пулемета. При этом интенсивность отдачи регулируется в настройках, при желании ее можно отключить вообще.
Все это, по сути, еще один инструмент прямого воздействия на игрока — дребезжание контроллера синхронизируется с происходящим на экране и дополняет его. Пока лучше всего возможности DualSense раскрывает предустановленная на PS5 игра Astroʼs Playroom. Ее ни в коем случае нельзя пропускать — это милое приключение на пять часов, которое наверняка понравится фанатам PlayStation (они найдут много отсылок к многолетней истории консолей Sony).
Впрочем, и в Miles Morales новый геймпад показывает себя безупречно. Игра начинается со схватки с суперзлодеем Носорогом — русским гигантом в механизированном костюме. Он что есть силы громит Нью-Йорк, без особых усилий расшвыривая Майлза и его наставника. От каждого удара геймпад дрожит так, будто бьют не Майлза, а вас. Судя по всему, разработчики наняли специального человека, который отвечал за синхронизацию сюжетных роликов с вибрацией геймпада — так, чтобы она секунда в секунду совпадала с происходящим на экране.
Но авторы пошли еще дальше: геймпад симулирует виртуальную реальность даже вне сюжетных роликов. В том числе там, где можно было схалтурить и вообще ничего не делать. Например, DualSense характерно подрагивает, когда Майлз сливает воду в унитазе. Или когда включает электрическую гирлянду на рождественской елке. Я даже не говорю о вибрациях во время полета на паутине. При таком внимании к мелочам это кажется само собой очевидным.
Есть и другой пример — раллийный симулятор WRC 9. Версию для PS4 бесплатно обновили до PS5 — и на новой платформе это совершенно другая игра. Не благодаря улучшенной графике или повышенной частоте кадров, а именно из-за DualSense.
Разработчики синхронизировали тактильную отдачу геймпада с трассами и поведением автомобиля на дороге — вплоть до активации АБС и получаемых повреждений. Как и в случае с Astroʼs Playroom, каждый тип покрытия ощущается по-своему, что критически важно для гоночных симуляторов. Особенно удачно разработчики задействовали встроенный в контроллер динамик — при езде по гравию из него доносится звук мелких камешков, стучащих по днищу машины. Или еще пример — в WRC 9 правый курок отвечает за педаль газа. При нажатии она слегка сопротивляется, поэтому на нее приходится сильнее давить — как в реальной жизни. Есть, правда, и обратная сторона: при игре в WRC 9 кнопки контроллера довольно громко трещат — такой шум легко разбудит спящего рядом человека. А ведь некоторые любят допоздна играть в кровати.
И еще одно наблюдение: из-за адаптивных курков палец ОЧЕНЬ быстро устает. Но опять же вибрацию можно отрегулировать в настройках.
Помимо SSD-накопителя, рейтрейсинга и революционного геймпада у PS5 есть еще одна важная особенность — технология Tempest 3D AudioTech, то есть пространственный 3D-звук. К сожалению, нам пока не удалось его протестировать. Для 3D-звука подходят наушники, подключаемые к консоли по USB или разъем мини-джек в геймпаде. Сама Sony рекомендует использовать для 3D-звука свои новые беспроводные наушники Pulse 3D. Они продаются отдельно и стоят более восьми тысяч рублей. В дальнейшем, уже после старта продаж PS5, Sony планирует добавить воспроизведение 3D-звука через встроенные динамики телевизоров.
В чем суть: Tempest 3D AudioTech симулирует виртуальное окружение со множеством источников звука. По словам журналиста IGN, Miles Morales в наушниках Pulse 3D звучит невероятно — будто сам находишься на оживленной улице в окружении людей. Эта технология только усиливает эффект погружения в игру. По заявлениям разработчиков, 3D-звук будут поддерживать еще не вышедшие игры вроде Horizon Forbidden West, Gran Turismo 7 и Resident Evil Village. Из уже вышедших (помимо «Человека-паука») поддержка Tempest 3D AudioTech есть, к примеру, в Demonʼs Souls и Sackboy: A Big Adventure.
Бесимся
Это все, конечно, прекрасно. Но есть два момента, которые портят общие впечатления от PS5. Первый и самый критичный — встроенный SSD-накопитель. У него неприлично маленький для 2020 года объем памяти.
На коробке указано, что в PS5 доступно 825 гигабайт. На деле же использовать можно только 667 гигабайт (часть диска занимают системные файлы, их нельзя удалить). Я установил восемь игр, и только половина из них — для PS5. Этого хватило, чтобы полностью забить консоль. При этом новые игры для PS5 будут весить еще больше, ведь в них используются текстуры более высокого разрешения и еще более детализированные 3D-модели. А значит, на базовый SSD спустя год-два будет помещаться от силы пять-шесть игр. Что еще хуже, Sony пока не разрешает использовать сторонние SSD-накопители и не продает расширения памяти. К PS5 можно подключить HDD-накопитель и хранить на нем игры, но работает это только с играми для PS4. В будущем компания все-таки планирует добавить возможность расширения памяти.
Второй неприятный момент — на PS5 нет аналога функции Quick Resume, доступной на Xbox Series X. Эта функция позволяет почти мгновенно переключаться между запущенными играми. Нужно только подождать секунды 3–4 — и все, никаких загрузок. К Quick Resume на Xbox слишком быстро привыкаешь, без него уже некомфортно.
В целом запуск игр на PS5 работает почти так же, как на PS3 или PS4. Разница лишь в том, что в новом интерфейсе из главного меню, а именно с экрана игры, теперь можно перескочить сразу в нужный режим. Например, в WRC 9 это гонки по сети, испытания, карьера или еженедельные задания. Но все равно придется посмотреть стартовые логотипы разработчиков и вытерпеть пару секунд загрузки уровня.
- Меню не тормозит! Даже цифровой магазин PSN работает без задержек и провисаний. На PS4 он тормозил.
- На главном экране всего две вкладки: игры и мультимедиа (для приложений). Есть поиск по всей системе, работает с играми, фильмами, сериалами, игроками и приложениями.
- При нажатии кнопки с логотипом PlayStation всплывает меню центра управления. Это быстрый доступ к настройкам, уведомлениям, друзьям, очереди на загрузку, подключенным устройствам и профилю игрока. Центр управления можно настраивать под себя: допустим, убрать из него музыку и добавить пункт управления стримами.
- В профиле игрока теперь можно узнать, сколько часов ушло на конкретную игру и сколько дней (или лет!) назад ее запускали. Работает только с играми для PS4 и PS5.
- В настройках системы можно установить сложность и приоритет картинки или количества кадров в секунду по умолчанию.
- В PS5 несколько уровней конфиденциальности, можно скрыть данные о себе от нежелательных пользователей. Есть двухфакторная авторизация через SMS или мобильное приложение PlayStation.
- PS5 поддерживает клавиатуру и мышь. Но работать они будут лишь в тех играх, где разработчик разрешит их использование.
Объявляем победителя
Сейчас кажется, что на старте нового поколения первенство все-таки у Sony. На PS5 уже можно сыграть в эксклюзивные игры и посмотреть на рейтрейсинг, послушать 3D-звук. Ей есть где продемонстрировать свою мощь. Еще и геймпад такой, что после него все другие контроллеры уже просто не удивляют.
Да, есть проблемы с объемом SSD-накопителя. Да, к дизайну консоли нужно привыкнуть. Да, у PS5 пока нет ничего, что перекрыло бы удобство функции Quick Resume. Но главное, что пятой PlayStation удается создать праздник — и показать, что будущее все-таки наступило. Xbox Series X таких ощущений не дарит, несмотря на звание самой мощной консоли на рынке. Series, впрочем, хорош по-своему.
С другой стороны, за ближайшие год-два расстановка сил в противостоянии Xbox и PlayStation может кардинально измениться. На Xbox выйдет долгожданная Halo: Infinite. Плюс пока неясно, на какой из двух платформ будут лучше работать мультиплатформенные игры — а таких, если что, абсолютное большинство. В прошлом поколении лучшей консолью для мультиплатформы был Xbox One X. PS4 Pro, улучшенной версии базовой модели PS4, было до него далеко. Возможно, на новом поколении история повторится, и тогда в покупке Series X будет больше смысла, чем сейчас.