Перейти к материалам
истории

«Отец» — редкая драма о старости, в которой деменция показана глазами пациента Главную роль в ней сыграл Энтони Хопкинс

Источник: Meduza
«Русский Репортаж»

В прокат выходит драма Флориана Зеллера «Отец». Фильм номинирован на премию «Оскар» в 2021 году в шести категориях, включая «Лучший фильм». Главный герой постепенно теряет память, его дочь пытается найти для него сиделку, но он всех отвергает. Героев сыграли Энтони Хопкинс и Оливия Коулман. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как режиссер-дебютант нестандартно подходит к теме старения.

У «Отца» — шесть номинаций на «Оскар», включая главную. Довольно необычно, особенно если учесть, что фильм не американский, а европейский (действие происходит в Лондоне, автор француз) и сделал его дебютант. Хотя Флориан Зеллер — дебютант знаменитый, на его счету множество успешных романов и идущих на сценах всего мира, включая Россию, пьес. И тем не менее Голливуду обычно до таких регалий дела нет. Очевидно, важную роль сыграл кастинг: сыгравшие в «Отце» Энтони Хопкинс и Оливия Коулман — лауреаты и любимцы Американской киноакадемии. И тяжелую важную тему сбрасывать со счетов нельзя: это драма о прогрессирующей деменции. 

Однако самое интересное в «Отце» отнюдь не все вышеизложенное, а то, как изящно и оригинально режиссер, он же драматург, справляется с этой темой. Признайтесь, вы уже нарисовали в уме фильм: благородная, но тягостная история постепенного распада личности, разыгранная как по нотам блестящими британскими артистами, — типичный премиальный материал. Ошибаетесь, ничего подобного. Ракурс, придуманный Зеллером (и не сразу открываемый зрителю), позволяет взглянуть на знакомую многим трагическую ситуацию под новым углом. 

«Русский Репортаж»

Мы впервые встречаем Энтони (герой Хопкинса — его тезка) в его уютной лондонской квартире, когда его навещает взрослая дочь Анна (Коулман). Она пришла сообщить, что вскоре переезжает со своим мужчиной в Париж, а потому отцу, накануне под надуманным предлогом прогнавшему сиделку, придется взять новую. Тот, разумеется, сопротивляется и утверждает, что уволенная им девушка была воровкой — хотя свои якобы украденные часы тут же по совету дочери обнаруживает в тайнике под ванной. Немного поспорив с отцом, Анна уходит. Оставшись один, Энтони выходит в гостиную и неожиданно встречает там незнакомца (Марк Гэтисс): мужчина ведет себя необъяснимо нагло и утверждает, что квартира принадлежит ему, а сам он уже лет десять — муж Анны, которая вышла в магазин и вот-вот вернется. Входная дверь открывается, сбитый с толку Энтони спешит в коридор… и обнаруживает там незнакомую женщину (Оливия Уильямс), которая называет себя Анной, а его — папой. 

И это только начало. Потом появится новая сиделка, мягкая и всепрощающая Лора (Имоджен Путс), которая подозрительно похожа на младшую дочь Энтони, Люси — он никак не может понять, куда та подевалась, — и еще один раздражительный мужчина, который тоже будет выдавать себя за зятя Энтони, Пола (Руфус Сьюэлл). «Отец» — виртуозно выстроенный фильм-лабиринт. Сюжет ведет тебя из тупика в тупик, это и раздражает, и увлекает. И пусть к финалу ситуация более-менее прояснится, даже на финальных титрах тебя не оставит ощущение, что этот процесс мог бы длиться бесконечно. Собственно, столько он и длится для несчастного Энтони, заблудившегося в собственных воспоминаниях.  

Покидая традицию душещипательных драм о старости, Флориан Зеллер остается в рамках скромного бюджета и при помощи исключительно драматургических средств вписывает «Отца» в иную линейку: научно-фантастических фильмов и триллеров о субъективности памяти, солипсизме и потере самого себя. «Вспомнить все», «Матрица», «Начало» — все они о человеке, который увидел во сне, что стал бабочкой, а по пробуждении не мог вспомнить, кто же он, мужчина или насекомое? «Отец» — о том же самом.

Маленькая революция — в самом решении показать деменцию глазами не родственника, врача или стороннего наблюдателя, а самого пациента. Так Зеллер решает сразу две прикладные задачи. Во-первых, избавляется от неизбежной в таких случаях сентиментальности, которая даст о себе знать разве что в финальной сцене (при этом герой фильма останется довольно отталкивающей личностью). Во-вторых, создает предпосылки для неподдельного саспенса в предельно предсказуемой интриге, сводящейся к строчке из Горация «Всех ожидает одна и та же ночь». 

Meduza

В самом деле филигранно разыгранный «Отец» выстроен на одном, хоть и фундаментальном, приеме. Безусловно, до античных высот «Любви» Михаэля Ханеке картина не поднимается, хотя есть пара отчетливых отсылок к ней. Но в своем жанре это практически безупречная вещь, в особенности для дебюта.

Автору хватает вкуса и такта, чтобы не форсировать очевидные метафоры, оставив их достраивание внимательному зрителю: допустим, пропавшие часы по-кэрролловски передают ощущение потерявшего смысл времени. Или взять музыку. Мастер патентованных банальностей Людовико Эйнауди вступает со своими тревожными струнными лишь изредка (как и в «Земле кочевников»), а эмоциональные пики отданы классическим оперным ариям. Перселловский гений холода из «Короля Артура» отвечает за британский сдержанный драматизм, романс из «Ловцов жемчуга» Бизе — за французскую меланхолию, а «Casta diva» Беллини, очевидно, выступает сладкоголосым возвышенным контрапунктом к невыразимым переживаниям героев.

Так в суетливой жизни каждого присутствует тень будущего забвения и страх смерти, а над будничным сюжетом о женщине, сдающей старика-отца в дом престарелых, веет дух старой трагедии.    

Антон Долин