Война в Газе вызвала всплеск антисемитизма по всему миру. Что это за идеология и чем она отличается от других видов ксенофобии? Специальный выпуск рассылки «Сигнал» на «Медузе»
Война в Газе вызвала всплеск антисемитизма по всему миру. Что это за идеология и чем она отличается от других видов ксенофобии? Специальный выпуск рассылки «Сигнал» на «Медузе»
Война в секторе Газа длится уже больше месяца. Она началась после того, как террористы из движения ХАМАС проникли в Израиль и убили около 1200 мирных жителей. Израильская армия поставила своей целью уничтожение ХАМАС. Жертвами войны стали тысячи палестинцев, по большей части гражданских. По всему миру проходят акции солидарности как с Израилем, так и с Палестиной. Власти многих стран, еврейские организации и правозащитники сообщают о резком всплеске антисемитизма.
Этот текст впервые был опубликован 18 ноября 2023 года в «Сигнале». Это медиа от создателей «Медузы». Оно разбирается в происходящем в мире, анализируя язык, при помощи которого разные люди это происходящее описывают. «Сигнал» выходит трижды в неделю в виде имейл-рассылки и дважды — в виде подкаста. Если вам понравится, подпишитесь здесь.
Только за последний месяц в Берлине в синагогу бросили бутылки с зажигательной смесью; в Париже напали с ножом на молодую еврейку, а на двери ее квартиры нарисовали свастику; в Вене в еврейской части Центрального кладбища произошел пожар, на его стенах тоже появились нацистские символы. В Махачкале толпа ворвалась в аэропорт, когда туда прибыл рейс из Тель-Авива, и, выкрикивая антисемитские лозунги, пыталась штурмовать самолет. А в Нальчике подожгли еврейский культурный центр.
Антисемитизм — это, с одной стороны, лишь одна из многих разновидностей ксенофобии, но с другой — совершенно особая разновидность. Он имеет очень долгую и очень кровавую историю. Он многолик. Ученые и философы, пытаясь понять причины и механизмы групповой ненависти, часто обращаются к изучению именно антисемитизма.
В этом письме собраны термины и понятия, знание которых поможет лучше понимать контекст дискуссий об антисемитизме и его проявлениях. Разумеется, это далеко не полный список, а в объяснениях не учтены (и не могут быть учтены) все нюансы. Ведь за каждым понятием — сложная, часто многовековая история.
Читать письмо можно с любого места — например, с тех терминов, которые интересуют вас больше всего. Если видите курсив — значит, мы объяснили понятие выше или ниже по тексту.
Начнем с общего определения.
Антисемитизм — слово, придуманное в 1880 году немецким памфлетистом Вильгельмом Марром, сторонником теории еврейского заговора. Марр предложил «сделать антисемитизм официальной государственной политикой» — и лишить евреев гражданских прав.
Ныне многие государства (в том числе Израиль и Германия) в официальных документах опираются на так называемое рабочее определение антисемитизма, предложенное в 2016 году Международным альянсом памяти о холокосте (IHRA). Принятие этого определения на уровне стран ОБСЕ в свое время заблокировала Россия.
Вот оно: антисемитизм — это специфическое восприятие евреев, принимающее форму ненависти и враждебности. Риторические и физические проявления антисемитизма могут быть направлены как на евреев, так и на неевреев, их имущество, институции, религиозные объекты и так далее.
В рабочем определении также указаны «основные признаки современных антисемитских идеологий». Мы приведем их здесь списком, потому что без этого невозможно объяснить, почему в мире нет согласия по поводу того, что такое антисемитизм. Вот они:
● призывы к убийствам и причинению вреда евреям или оправдание насилия по отношению к ним;
● распространение заведомо неверных, расчеловечивающих, демонизирующих или стереотипных суждений о евреях или их «коллективной власти» (см. еврейский заговор);
● приписывание коллективной ответственности евреям за реальные или вымышленные поступки, совершенные отдельными людьми или группами, а также действия неевреев;
● отрицание холокоста и его уникальности, преуменьшение значения преступлений нацистов и их союзников, обвинения в том, что евреи сами спровоцировали собственное истребление;
● обвинение евреев в бóльшей лояльности к Государству Израиль (или «коллективному еврейству»), чем к стране своего проживания;
● использование символики или ассоциаций, связанных с классическими антисемитскими тропами (скажем, неироничное употребление выражения «кровь христианских младенцев» — см. кровавый навет);
● приписывание евреям коллективной ответственности за внутреннюю или внешнюю политику Государства Израиль;
● сравнение современной политики Израиля с действиями нацистской Германии;
● политика «двойных стандартов», то есть требование, чтобы Израиль вел определенную политику, которую в схожих условиях никто бы не ожидал от другого демократического государства;
● отрицание права еврейского народа на самоопределение и характеристика Государства Израиль как расистского проекта по отношению к неевреям.
Именно с критериями, затрагивающими политику Государства Израиль, категорически не согласны многие эксперты, правозащитники, дипломаты и юристы-международники (в том числе внутри Израиля). По их мнению, определение антисемитизма, которое дает IHRA, значительно затруднило критику в адрес Израиля — в том числе случаи нарушения им международного права и прав человека, а также критику идеологии сионизма, согласно которой Израиль должен оставаться еврейским национальным государством. Едва ли не любая дискуссия о положении палестинцев, если следовать этому определению, может быть квалифицирована как антисемитская. Ведущие израильские и международные организации недавно даже попросили ООН не принимать рабочее определение антисемитизма, предложенное IHRA.
В 2021 году более 350 экспертов представили альтернативное определение — Иерусалимскую декларацию об антисемитизме. Во многом она повторяет рабочее определение IHRA, но с одним ключевым исключением: не всякая критика Государства Израиль является антисемитской, а только дегуманизирующая, основанная на предрассудках и идее коллективной ответственности.
Чтобы отличить добросовестную критику Израиля от антисемитизма, влиятельный израильский политик Натан Щаранский еще в нулевые предложил «3Д-тест». Критика становится антисемитской, если содержит элементы демонизации страны (якобы ее единственная цель — кому-то навредить), ее делегитимации (отрицание ее права на существование) или «двойных стандартов» (например, если критик признает нарушение прав человека только израильтянами, но не палестинцами).
Прежде чем продолжить, уточним, кто выступает объектом ненависти антисемита. Тут все очень сложно, потому что «семиты», «евреи», «иудеи» и «израильтяне» — понятия, конечно, пересекающиеся, но все-таки разные.
Семиты — строго говоря, те, кто говорит на языках семитской семьи. Самые крупные из них — арабский (родной примерно для 250 миллионов человек) и амхарский (государственный язык Эфиопии, родной более чем для 30 миллионов человек). Иврит относится к этой же языковой семье. Это государственный язык Израиля, на нем говорит более девяти миллионов граждан страны. При этом родной (первый освоенный) он главным образом для сабр — евреев, которые родились и выросли в Израиле (их около пяти миллионов).
Понятие «семиты» появилось в Европе (прежде всего в Германии) в конце XVIII века и распространилось в XIX. Первоначально оно было не лингвистическим, а «этническим» или даже «расовым»: предполагалось, что все современные евреи и арабы происходят от некоего древнего народа, условно называемого семитами (от имени библейского Сима, одного из сыновей Ноя), и сохраняют некоторые его обычаи, верования и наследственные черты. Тогдашние европейские евреи говорили в основном на идиш — языке германской группы индоевропейской семьи. Иврит был их богослужебным языком.
Тогда же, в XIX веке, европейцы в обиходе стали называть семитами преимущественно евреев, поскольку те (в отличие от арабов) жили с ними бок о бок. Автор термина «антисемитизм» Вильгельм Марр использовал слово «семиты» именно в «расовом» (по его мнению) значении (см. расовый антисемитизм). Существует и термин «юдофобия» (от немецкого Jude — «еврей», «иудей»), сконструированный по тому же образцу, что и «русофобия», «англофобия» и так далее. Сейчас он распространен гораздо меньше.
Иудеи — те, кто исповедует иудаизм. В большинстве языков религиозное понятие «иудеи» и этническое «евреи» давно слились. Народ называется «иудеями» по-английски (Jews), по-немецки (Juden), по-французски (juifs), по-испански (judíos), по-арабски (يهود, яхуд), да и на иврите тоже (יהודים, йегудим). Слово «еврейский» в этих языках (соответственно Hebrew, hebräisch, Hébreu, Hebreo, العبرية [аль-эйбрия], עברי [иври]) относится главным образом к языку.
По-русски понятия «иудеи» и «евреи» по-прежнему различаются, хотя теснейшим образом ассоциированы друг с другом.
В некоторых славянских языках слово «иудеи» тоже используется в качестве названия народа и выглядит примерно так: Żydzi по-польски, Židé по-чешски. В русском, украинском и белорусском языках когда-то было так же. Но в последние примерно 150 лет это слово в контексте русского, украинского и белорусского звучит чрезвычайно оскорбительно и в абсолютном большинстве случаев говорит о том, что тот, кто его использует, — ксенофоб и антисемит.
Евреи. Если сильно упрощать, есть две основные версии происхождения современного еврейства. Сторонники обеих часто бывают крайне враждебны друг к другу.
Версия первая — моногенез, то есть происхождение из одного источника. По ней, все евреи — это потомки народа, который около трех тысяч лет назад возник в Земле Израильской (она же Земля обетованная, она же Святая земля, она же историческая Палестина), говорил на особом языке (древнееврейском, предке современного иврита), исповедовал особую религию (иудаизм), имел собственное государство со столицей в Иерусалиме и создал Ветхий Завет. Этот народ называл себя «сыны Израилевы» или «народ Израилев» (по имени ветхозаветного праотца Иакова-Израиля).
В результате нескольких войн (главным образом с Нововавилонским царством в VI веке до н. э. и с Римской империей в I—II веках н. э.) большинство народа Израилева вынуждено было покинуть Землю Израильскую и жить в диаспоре — от Ирана до Испании. Но они сохранили свою веру и идентичность и не переставали мечтать о возвращении. В конце XIX века возник сионизм — движение за воссоединение потомков народа Израилева на исторической родине. Государство Израиль провозглашено 14 мая 1948 года.
Версия вторая — полигенез, то есть происхождение из многих источников. По ней, современные евреи — потомки не только народа Израилева, но и различных общин, которые когда-то в древности приняли иудейскую веру: североафриканских берберов первых веков нашей эры, аравийских химьяритов IV—VI веков, поволжских хазар VII—X веков и многих других.
Согласно версии полигенеза, мировое еврейство (то есть осознание евреями себя как единого народа, несмотря на многие различия) — относительно новый феномен, возникший лишь в XIX веке. Прежде существовала только иудейская религиозная общность — примерно как сейчас, скажем, русские православные и американские протестанты, которые при всех различиях входят в христианскую общность.
Законы современного Израиля, начиная с Декларации независимости 1948 года, подчеркивают, что государство — еврейское. При этом в разных законах приняты разные определения, кого считать евреем. Почти везде базовый принцип — иудейский религиозный закон: еврей — это тот, у кого мать еврейка и кто не исповедует какую-либо веру, кроме иудаизма; нееврей, приняв иудаизм, становится евреем. А дальше — множество вариаций: расширений, уточнений, исключений.
Исследователи выделяют много разновидностей антисемитизма. Вот лишь некоторые из них.
Христианский антисемитизм, если сильно упрощать, основан на идее, что «евреи распяли Христа».
В евангелиях ответственность за казнь Христа как бы поделена между римским наместником Понтием Пилатом и «первосвященниками» (очевидно, синедрионом — иудейским органом религиозной и судебной власти). Начиная примерно с IV века, когда христианство фактически стало государственной религией Римской империи, христианские богословы принялись всячески подчеркивать, что Пилат пытался Христа помиловать, но «первосвященники» и разъяренная толпа евреев этого сделать не дали.
Христианство возникло как одна из многих иудейских сект на рубеже нашей эры. Представители других сект (прежде всего фарисеи — создатели современного ортодоксального иудаизма) считали Иисуса лжемессией и лжепророком. С того же IV века римские власти стали вводить против иудеев дискриминационные меры. Тем же продолжили заниматься христианские правители средневековой Европы. Эти меры часто включали запрет владеть землей, заниматься определенными профессиями и жить вне определенных городских районов (гетто).
В 1095 году, когда христиане собирались в Первый крестовый поход, по Европе прокатилась волна еврейских погромов: мол, как же мы будем освобождать от неверных Святую землю, когда убийцы Христа живут у нас под боком. Указы об изгнании евреев из своих земель издавали короли Англии (1290), Франции (1394), Испании (1492) и многие другие христианские правители. В середине XIV века «еврейское колдовство» было популярным объяснением черной смерти — эпидемии чумы, от которой умерло около трети жителей католической Европы.
Церковь запрещала христианам ссужать деньги под проценты. В то же время евреям было запрещено владеть землей (и, соответственно, вести сельское хозяйство) и заниматься многими ремеслами. Некоторые евреи подались в ростовщики — для задолжавших христиан именно они стали олицетворением всего народа и источником стереотипа о евреях как хитрых и жадных дельцах.
Расовый антисемитизм развился в конце XIX века, а уже в ХХ стал одной из основ нацистской программы.
В основе «расовой теории» лежала искренняя вера многих европейских интеллектуалов, что «белая раса» биологически превосходит все прочие — и именно поэтому не только может, но и должна доминировать над ними. Современные ученые по большей части отказались от самого понятия «раса» — не только потому, что оно идеологически нагружено, но и потому, что попросту не имеет биологического смысла. Это просто произвольное деление людей на группы по нескольким случайно выбранным признакам (в основном по цвету кожи).
Расовые теоретики трактовали вековые стереотипы о евреях (что они якобы жадные, ленивые и так далее) как наследственные и неискоренимые черты «семитской расы». Опираясь на евгенику, чиновники и публичные интеллектуалы-антисемиты утверждали, что евреи распространяют свое пагубное влияние, «смешиваясь» с другими расами.
Нацисты, для которых расовая теория была основой мировоззрения, считали, что евреи, будучи «самой низшей расой», могут мобилизовать многих сторонников на борьбу против «высших рас» — и те потеряют свое «законное» господство. Гитлер видел в еврействе ни много ни мало космическое зло. Поэтому нацисты были уверены (или убеждали себя), что, осуществляя холокост, они выполняют «божью работу».
Исламистский антисемитизм — специфическая разновидность антисемитизма, которой придерживаются многие исламисты — сторонники политической идеологии, основанной на буквальном следовании исламским религиозным предписаниям. Это, в частности, режим аятолл в Иране, «Братья-мусульмане» (и их палестинские ответвления ХАМАС и «Исламский джихад»), «Хизбалла», «Аль-Каида», «Талибан», «Хизб ут-Тахрир». Кроме того, элементы исламизма и соответствующего антисемитизма прослеживаются в идеологии правящей турецкой Партии справедливости и развития.
Коран предписывает терпимость по отношению к иудеям и христианам как «людям Книги» (то есть Библии — мусульмане ее тоже почитают). В древних мусульманских государствах «люди Книги», как правило, могли жить относительно свободно при условии безоговорочного признания господства мусульман и уплаты особой подати (джизьи). В исламском мире тоже, конечно, случались погромы — но далеко не в таких масштабах, как в Европе.
Ситуация стала меняться в конце XIX века, когда евреи начали массово переселяться в Палестину. Основоположники исламизма Рашид Рида (1865–1935) и Хасан аль-Банна (1906–1949) жили по соседству, в Египте. Оба считали это очередным проявлением европейского колониализма. Они были уверены, что в конце концов евреи хотят разрушить мусульманские святыни на Храмовой горе в Иерусалиме и построить на их месте иудейский Третий храм. Оба открыто симпатизировали немецким нацистам — не их идеологии как таковой, а именно их обращению с евреями.
«Братья-мусульмане» во главе с аль-Банной в 1930-е получали изрядную долю финансирования и иную поддержку из нацистской Германии. Оттуда же пришли многие антисемитские конспирологические теории — и распространились стараниями «Братьев-мусульман». «Завет Исламского движения сопротивления» (основополагающий документ ХАМАС, принятый в 1988 году) трижды упоминает масонов как союзников сионистов. До сих пор политики-исламисты, включая представителей ХАМАС и иранских властей, то и дело ссылаются на «Протоколы сионских мудрецов» (см. еврейский заговор).
Советский антисемитизм, с одной стороны, опирался на прежнюю богатую традицию антисемитизма в России (см. погром), а с другой — имел некоторые особенности.
Во-первых, вследствие советской индустриализации и урбанизации огромное количество людей из среднерусской и сибирской глубинки оказались в больших городах — и там впервые встретились с евреями, часто более образованными и лучше устроенными в жизни.
Во-вторых, бытовой антисемитизм подпитывался сверху. Сталин и многие его соратники сами были бытовыми антисемитами, и в последующих поколениях советской номенклатуры это воспроизводилось. А после создания Государства Израиль советские евреи оказались под подозрением в двойной лояльности. Тем более что Израиль хоть и возник как социалистическое государство, почти сразу стал сближаться с Западом.
На этом фоне Сталин затеял кампанию по борьбе с «безродными космополитами»: массовое закрытие еврейских газет, увольнение евреев с любых руководящих должностей — и это не говоря о «деле врачей» и убийстве Соломона Михоэлса, театрального режиссера и главы Еврейского антифашистского комитета. Именно из тех времен поговорки вроде «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом» (то есть на каком-то уровне все-таки признавалось, что быть антисемитом стыдно). Тогда же с новой силой возродилась традиция русских евреев скрывать свои имена: Вольфы в документах снова превратились во Владимиров, Барухи — в Борисов, а Енты — в Елен.
Многие советские евреи пытались уехать в Израиль. Для этого надо было получить выездную визу — а в ней легко могли отказать. Такого «отказника» обычно увольняли с работы и нередко подвергали публичной травле. Движение «отказников» стало частью диссидентского. Именно солидарностью с ним американский конгресс мотивировал принятие в 1974 году знаменитой поправки Джексона — Вэника, которая накладывает ограничения на торговлю со странами, препятствующими эмиграции своих граждан. Потеплению отношения к евреям в СССР это, разумеется, не способствовало.
Еврейский заговор — общее название многочисленных конспирологических теорий, утверждающих, что некое еврейское тайное общество стремится управлять или даже уже управляет миром. Разбирать все эти теории слишком долго и утомительно, поэтому остановимся на одной — самой знаменитой и подпитывающей другие.
Речь идет о «Протоколах сионских мудрецов». Эта антисемитская фальшивка была впервые опубликована в России в начале ХХ века и распространилась по всему миру.
«Протоколы» от лица каких-то неопределенных «нас» с откровенностью мелодраматических злодеев излагают программу порабощения человечества евреями через монополизацию капитала и промышленности, а также рукотворный экономический кризис. Все либеральное и левое движение рубежа XIX—XX веков — за всеобщее избирательное право, за права рабочих, за свободу слова и свободу совести — представляется как кампания, затеянная евреями для морального разложения христиан. Даже тоннели метро, которые в то время активно строились во многих мировых городах, якобы были частью заговора: «мы» их взорвем в решающий момент — и уничтожим разом все главные центры политики, экономики и культуры.
«Протоколы» появились на фоне роста сионистского движения в Европе, и их популяризаторы тщательно увязывали документ с этим движением (была даже версия, что «Протоколы» выкрали из портфеля основателя сионизма Теодора Герцля).
Фактически «Протоколы» представляют собой переделку нескольких французских политических памфлетов и отрывков из бульварных романов XIX века — с той разницей, что в первоисточниках роль зловещих заговорщиков выполняют не евреи, а либо масоны («Жозеф Бальзамо» Дюма-отца), либо иезуиты («Вечный жид» Эжена Сю). Сфабриковал эту фальшивку, по всей вероятности, Матвей Головинский — российский подданный, живущий в Париже. А заказчиком был Петр Рачковский — глава зарубежной агентуры Охранного отделения. Созданию «Протоколов» посвящен роман Умберто Эко «Пражское кладбище».
В Европе «Протоколы» пользовались большой популярностью у националистических организаций. Они произвели большое впечатление на молодого Гитлера, и впоследствии, когда он пришел к власти, немецкие дети изучали их в школе. В США этот текст популяризовал автомобильный магнат Генри Форд, который был известным антисемитом. Благодаря приближенным того же Гитлера в конце 1930-х «Протоколы» попали к «Братьям-мусульманам» — и сыграли огромную роль в становлении исламистского антисемитизма.
Кровавый навет — обвинение евреев в ритуальных убийствах, в особенности в использовании крови христиан (прежде всего детей — отсюда «кровь христианских младенцев») для приготовления ритуальных блюд (обычно мацы на Песах).
Истоки кровавого навета — в средневековом христианском антисемитизме. Уже тогда христианские богословы опровергали это суеверие. Иудейский религиозный закон категорически запрещает употребление в пищу не то что человеческой, а вообще какой угодно крови (чтобы мясо было кошерным, из него специально сливают кровь). Но этот фольклорный мотив оказался неистребим.
Кишиневский погром 1903 года был спровоцирован именно кровавым наветом — слухами о ритуальном характере убийства 14-летнего Михаила Рыбаченко (впоследствии выяснилось, что его убил дядя из-за наследства). Тогда погибли 49 евреев. В 1913-м прогремело дело Менделя Бейлиса — его судили в Киеве по обвинению в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского (впоследствии выяснилось, что его убила воровская банда, опасаясь, что мальчик сдаст ее полиции).
Погром в узком смысле — массовые беспорядки, сопровождающиеся убийствами, изнасилованиями, грабежами и избиениями евреев, во второй половине XIX — начале ХХ века на территории Российской империи. Погромы происходили главным образом в черте оседлости, где тогда проживала бóльшая часть евреев мира. Это территории нынешних Польши, Литвы, Беларуси, Украины и Молдовы.
«Классические» погромы начались после убийства императора Александра II в 1881 году. Царя убили в марте. 12 апреля православные праздновали Пасху и на литургии поминали императора — а затем прямиком из церквей толпы пошли расправляться с евреями, которые считались организаторами убийства (хотя из восьми участников преступления еврейкой была только Геся Гельфман — она вскоре умерла в тюрьме).
Впоследствии подобные события происходили регулярно по самым разным поводам. Наиболее резонансным стал погром в Кишиневе в 1903 году (см. кровавый навет).
Погромы и явное нежелание властей с ними бороться привели к массовой эмиграции евреев. Уезжали по большей части в США — именно тогда там сложилась огромная еврейская диаспора. Другие (меньшинство) стали сионистами и уехали в Палестину. Почти все основатели Государства Израиль и 13 из 15 его премьер-министров, включая действующего Биньямина Нетаниягу, были выходцами или детьми выходцев из Российской империи.
Значительная часть оставшейся еврейской молодежи радикализировались. Многие вступили в различные революционные организации, в том числе в большевистскую партию.
Русское слово «погром» вошло во многие языки. Им стали называть антисемитские беспорядки, происходившие в других странах или в другие времена. Например, в Западной Европе во время крестовых походов (см. христианский антисемитизм) или в Махачкале 29 октября 2023 года. Кроме того, погромами теперь называют любые беспорядки на этнической почве (например, армянские погромы).
Отрицание холокоста — утверждения, что холокоста (истребления шести миллионов евреев нацистами) не было или что его масштабы и значение преувеличены. Это не просто отрицание хорошо задокументированного и много раз подтвержденного исторического факта, а очень важный симптом антисемитизма. Более того, отрицание геноцида — это, по мнению многих ученых, финальная стадия геноцида: оно умаляет достоинство выживших, уничтожая память о преступлении.
Холокост — уникальное явление мировой истории. Другие геноциды, конечно, бывали — но нацисты превратили истребление евреев в индустрию. Был разработан специальный план, типологически устроенный не как план военной операции (наподобие геноцида армян в Османской империи в 1915 году), а как план развития промышленной отрасли. Лагеря смерти были заводами с конвейерами. Разрабатывались специальные технические решения: газы, мобильные газовые камеры и тому подобное.
Отрицатели холокоста обычно признают, что с момента прихода нацистов к власти действительно погибло много евреев. Но утверждают, что оценка в шесть миллионов жертв завышена и что выделять именно евреев среди жертв нацизма неправомерно. Ведь гитлеровский режим целенаправленно уничтожал и другие народы (например, рома), а также коммунистов, гомосексуалов и так далее. Что само по себе, конечно, верно, но не учитывает особый акцент именно на антисемитизме в нацистской идеологии: в Mein Kampf ему отведено несравненно больше места, чем, скажем, ненависти к славянам, а неприятие того же большевизма обосновывается главным образом тем, что эта идеология «еврейская».
Некоторые отрицатели холокоста отвергают идею его уникальности и пытаются уравнять его с политикой Израиля в отношении палестинцев. Например, некоторые палестинские активисты и их западные союзники проводят аналогию между Шоа («Катастрофа», название холокоста на иврите) и Накба («Катастрофа», арабское название изгнания арабов из Палестины в ходе Войны за независимость Израиля) — хотя эти события очень трудно сравнивать и по интенсивности, и по масштабу жертв, и по идеологическим основаниям.
Отрицатели холокоста — одни из самых известных конспирологов в мире. При этом, разумеется, отрицатели холокоста сами называют холокост конспирологической теорией, которую придумали евреи (см. еврейский заговор).
Отрицание холокоста законодательно запрещено в некоторых странах, поскольку тот, кто его отрицает, почти наверняка придерживается околонацистских взглядов. Специальные законы против отрицания холокоста (с реальными тюремными сроками) есть, например, во Франции, Германии и Израиле. В Венгрии, Латвии и Швейцарии уголовная ответственность наступает за отрицание любого геноцида. Во многих других странах отрицателей холокоста судят за разжигание ненависти. В США отрицание холокоста, антисемитские и прочие радикальные высказывания легальны — потому что есть первая поправка к Конституции, защищающая свободу слова. Но тех, кто такие высказывания допускает, могут «отменить» (пример).
Подпишитесь на «Сигнал» — новое медиа от создателей «Медузы». Эта имейл-рассылка действительно помогает понимать новости. Она будет работать до тех пор, пока в России есть интернет. Защита от спама reCAPTCHA. Конфиденциальность и условия использования