20 фильмов «Артдокфеста-2025». Короткие рецензии Виталия Манского Среди них — картины про Дмитрия Зимина, редакцию «Новой газеты» и военных из Кыргызстана в Украине
С 1 по 8 марта в Риге пройдет фестиваль документального кино IDFF Artdocfest/Riga 2025. Директор фестиваля, документалист Виталий Манский, по просьбе «Медузы» рассказывает о картинах, представленных в основном конкурсе смотра.
Камни
Режиссер — Арман Айвазян. Армения
Короткометражный фильм молодого режиссера из Армении Армана Айвазяна о конце вечности. Армения проиграла войну в Карабахе. Вместе с покидающими землю беженцами люди увозят и надгробные камни своих предков.
Добра всем
Режиссер — Филип Ремунда. Чехия
Название фильма «Добра всем» полностью противоположно его содержанию. Мы наблюдаем, словно под микроскопом, за жизнью обычного человека, который поддерживает агрессивную политику Путина. Чешский режиссер Филип Ремунда начал снимать картину еще до полномасштабного вторжения России в Украину, но с началом войны ФСБ прервала съемки, и режиссер срочно покинул страну. Ремунда снимал этот фильм как комедию, но сегодня он воспринимается как очевидная трагедия.
Миссия 200
Режиссер — Владимир Сидько. Украина
Владелица турфирмы из Украины с началом полномасштабной войны становится волонтером — и сопровождает тела погибших военных в их родные дома. Подобно мифологическому Харону, который переправлял души на другой берег Стикса, героиня фильма «Миссия 200» перевозит тела солдат, завершивших свою борьбу и отправившихся в свое последнее путешествие, преодолевая тысячи километров без остановок и сна.
О караване и собаках
Режиссеры — Аскольд Куров и анонимный автор. Германия
Не секрет, что в путинской России планомерно уничтожается свобода слова. Этот фильм снят внутри редакции «Новой газеты», которую возглавляет нобелевский лауреат Дмитрий Муратов. По сути, это хроника последней битвы за свободу слова. Название картины «О караване и собаках» взято из нобелевской речи Муратова.
Кока
Режиссер — Александр Цимбалюк. Польша
На краю земли, у Берингова моря, живут-поживают, ничего не наживают отец и сын. Их взаимоотношения пропитаны суровостью местной действительности и предельной функциональностью. Но в фильме мы видим, как любовь находит себе место даже там, где, на первый взгляд, все кажется тверже камня.
Я могу дышать глубже
Режиссер — Яна Сад. Германия
Фильм «Я могу дышать глубже» — это история о любви режиссера. Любви вопреки всему, что только может быть на свете: вопреки «традиционным ценностям», вопреки захватнической войне, вопреки тяжелой болезни любимой. История любви разворачивается в городе, охваченном насилием и отчаянием.
Шаманская сказка
Режиссеры — Беата и Михаил Башкировы. Франция
По признанию авторов, фильм «Шаманская сказка» должен был стать роуд-муви о том, как якутский шаман Александр Габышев отправился в Москву изгонять Путина. Но он превратился в трагифарс с элементами мистики и, конечно, шаманизма. Габышев остается главным героем, но фильм из роуд-муви переходит в криминально политическую драму — о принудительной психиатрии в России.
Дорогой, красивый, любимый
Режиссер — Юрий Речинский. Австрия
Один из самых тяжелых фильмов о войне в Украине, хотя он не снимался на линии фронта. Эвакуация стариков, подготовка тел погибших солдат для передачи родным и люди в Украине, для которых война стала повседневностью. Одессит Юрий Речинский, ставший австрийским режиссером, назвал свою трагическую картину «Дорогой, красивый, любимый».
Борьба
Режиссер — Лилит Мовсесян. Армения
Героиня армянского фильма «Борьба» — 16-летняя Каринэ. Девушка мечтает стать ветеринаром. Она живет в традиционной армянской семье, и ее стремления сталкиваются с неодобрением отца. Он уверен, что дочь мечтает о неподходящей для женщины карьере, а сам при этом занимается собачьими боями. Каринэ предстоит решить, соответствовать ли ожиданиям семьи или следовать своим мечтам, бросая вызов традициям и гендерным ролям.
In Limbo (В подвешенном состоянии)
Режиссер — Алина Максименко. Польша
Героиня фильма «В подвешенном состоянии» — Алина Максименко, режиссер картины. Молодая женщина встретила начало полномасштабной войны со сломанной ногой и котом в своем доме в небольшом городе под Киевом. Она ищет пути к спасению. Алине удается найти единственную доступную дорогу, чтобы уехать к родителям, которых война застала в их коттедже в соседнем селе.
В первые недели вторжения все стараются жить как обычно, и Алина снимает происходящее на камеру. Однако звуки приближающегося фронта заставляют семью изменить взгляд на происходящее. Меняется то, как они видят и чувствуют мир. В итоге семья готовится уезжать, но в последний момент отец решает остаться.
Фильм показывает, как крепнут семейные узы, эмоциональные связи, отношения с животными и самой страной.
Привет, пап!
Режиссер — Александра Крецан. Германия, Казахстан
В конце 1990-х Надя, героиня фильма «Привет, пап!», сбежала из семьи на севере Казахстана, спасаясь от домашнего насилия. Спустя 20 лет она возвращается обратно уже взрослым человеком — и сталкивается со своим главным детским страхом.
Чужая война
Режиссер — Даниил Бергер. Кыргызстан
Для героев фильма «Чужая война» Даниэля Бергера — уроженцев Кыргызстана, оказавшихся с оружием в руках в рядах российской армии, эта война чужая. На ней они отдают жизни, а потом их тела погребают в родной земле. Семьи не могут до конца понять, чья война унесла жизни их сыновей.
Третий конец палки
Режиссер — Яро Войтек. Словакия
Словацкий режиссер Яро Войтек представляет зрителю галерею из четырех портретов представителей народа рома, живущих в самых бедных поселениях Словакии. Герои фильма — квир, многодетный отец с инвалидностью, несчастная мать и ее пьющий сын. Весь этот фильм — о людях, ставших меньшинством внутри меньшинства.
Сожители
Режиссер — Вейстурс Кайриш. Эстония
Название фильма знаменитого латышского режиссера Вейстурса Кайриша «Сожители» не сразу подскажет, о чем он. На самом деле фильм рассказывает о русских старообрядцах, живущих на одном из островов в Эстонии. Это фильм об образе жизни, сформированном в изоляции от остального «русского мира».
Все должно жить
Режиссеры — Татьяна Дородницына и Андрей Литвиненко. Украина, Польша
Фильм «Все должно жить» рассказывает, как сильная женщина спасает слабых и незащищенных. Она помогает раненным на войне и брошенным животным. В 40 лет Анна начала карьеру силовой триатлонистки и вскоре стала многократной чемпионкой мира, завоевав титул самой сильной женщины в мире. Используя возможности социальных сетей, она провела кампанию за права животных, открыла приюты и нашла новые семьи для десятков бездомных собак и кошек.
Близкие
Режиссер — Вера Кричевская. Великобритания
Герой фильма Дмитрий Зимин — ученый, успешный предприниматель, пионер развития сотовой связи в России, меценат, эмигрант и противник режима Путина. Он завещал выбить на своей могиле эпитафию: «Абонент вне зоны действия». Режиссер Вера Кричевская запечатлела последние месяцы и дни жизни своего героя, установив с ним очень личный и интимный контакт. Фильм, названный «Подключено», позволяет зрителям почувствовать масштаб личности Дмитрия Зимина.
Черный снег
Режиссер — Алина Симоне. США
У жителей далекого сибирского города земля буквально загорелась под ногами. Фильм Алины Симоне «Черный снег» рассказывает, как пожар на заброшенной шахте изменил жизнь обычной домохозяйки. Она стала борцом с произволом и безразличием, а власть в ответ начала преследовать ее и в конечном счете вынудила уехать.
Молчаливые деревья
Режиссер — Агнешка Звефка. Польша
Фильм рассказывает о 16-летней девушке, бежавшей от ИГИЛ в Ираке. Она мечтает о призрачном счастье в Европе, находясь в окружении молчаливых деревьев в заснеженном пространстве польско-белорусской границы. Поэтическое кино о брутальной реальности современного мира.
Папина колыбельная
Режиссер — Леся Дьяк. Украина, Румыния, Хорватия
Украинский режиссер Леся Дьяк хотела снять портрет ветерана войны с Россией, когда тот пытался восстановить связь со своей женой и их тремя сыновьями — 11, 8 и 3 лет. Поэтому она назвала фильм «Папина колыбельная». Но герой фильма, Сергей, неожиданно направил камеру на режиссера.
Это изменение ролей создало пространство для откровенного диалога о любви и человеческих отношениях, где режиссер делится собственным опытом разрыва отношений с другим украинским ветераном. Доверие и эмпатия, возникшие между героем и режиссером, не только передают глубокие эмоциональные последствия войны, но и демонстрируют целительную силу документального кино.
Бой
Режиссер — Владимир Логинов. Эстония
В названии — игра слов: «бой» по-русски как «сражение» и «бой курантов» и «boy» по-английски в значении «парень». Эстонский режиссер Владимир Логинов неоднократно участвовал в «Артдокфесте» со своими кинематографически объемными фильмами с яркой операторской работой. На этот раз — очень короткий фильм о новогоднем телевизионном поздравлении Путина, снятом на фоне военнослужащих.